Научная деятельность

Валентин Николаевич Луканин

Научная школа по проблемам транспортной экологии

Основателем научной школы по проблемам транспортной экологии (а также школы в области виброакустики ДВС) в МАДИ был член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Луканин Валентин Николаевич. После смерти В.Н. Луканина в 2002 г. научную школу возглавил и развивает зав. кафедрой, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д.т.н., проф. Трофименко Ю.В.

На кафедре работали известные учёные:
- крупный ученый в области транспортной энергетики д.т.н., профессор Ставров О.А. (с момента основания до ухода из жизни);
- директор НИИ строительной физики, академик РАСХН Осипов Г.Л.;
- зам. директора НАМИ по ДВС, крупный специалист в области использования газомоторного топлива, к.т.н., доцент Шатров Е.В.;
- крупный специалист в области безопасности жизнедеятельности, д.т.н., профессор Михайлов В.А.;
- крупнейший специалист в области дорожной экологии, д.т.н., профессор Евгеньев И.Е.;
- крупнейший специалист в области транспортной виброакустики, д.т.н., профессор Тольский В.Е.

В период становления научной школы (1993-2002 гг.) основное внимание было сосредоточено на разработке теоретических основ создания экологически чистых энергоустановок, автотранспортных средств, развитии методов математического моделирования, оптимизации энергоэкологических процессов в транспортных природно-технических системах. Коллектив принимал участие в разработке Национальной программы "Транспорт России", ФЦП "Экологическая безопасность России" по направлению "Транспортная техника", ФЦП "Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду", ФЦП "Дороги России 21 века" по направлению "Экологическая безопасность автомобильных дорог"; вёл ряд научных проектов в рамках международной научно-технической программы COST-319.

Наработки кафедры востребованы в Минтрансе, Минпромторге, Минприроды, Минэкономразвития, Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"), Правительстве Москвы, Государственной Думе, отраслевых НИИ, в проектных организациях.


Работы кафедры последних лет:

2009 – 2011 гг. "Разработка технологий снижения рисков и уменьшения последствий техногенных аварий и катастроф за счёт прогнозирования поведения объектов системы водитель-автомобиль-дорога-среда" (федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы).
2009 – 2011 гг. "Разработка научной методологии обеспечения техносферной безопасности автотранспортного комплекса (АТК)" (аналитическая ведомственная целевая программа "Развитие научного потенциала высшей школы").
2010 г. "Разработка технико-экономического обоснования создания в РФ комплексной системы утилизации колесных ТС с предельным сроком эксплуатации".
2012 – 2013 гг. "Развитие научной методологии риск-менеджмента комплексной безопасности объектов и технологий автотранспортного комплекса" (государственное задание).
2012 – 2016 гг. "Разработка концепции создания велотранспортной системы (на примере Москвы), проведение комплексных расчётов и создание макетных образцов объектов велотранспортной инфраструктуры" (Программа стратегического развития МАДИ на 2012–2016 годы).
2012 – 2016 гг. "Технология повышения надёжности водителя автобуса в городских условиях эксплуатации" (Программа стратегического развития МАДИ на 2012–2016 годы).
2013 г. "Методика и результаты оценки экологических рисков, связанных с очисткой поверхностного стока с дорог" (федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы).
2014 - 2015 гг. "Разработка Экологической политики Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на период до 2030 года" (по заказу ГК "Автодор").
2015 г. "Разработка научно обоснованных мероприятий по ограничению въезда автотранспорта на отдельные территории города с учётом экологического класса и разработка пакета проектов нормативных правовых документов по реализации мероприятия" (совместно с ВШЭ по заданию Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы).
2015 - 2016 гг. "Разработка методик и стандартов для объектов транспортной инфраструктуры: пешеходного и велосипедного движения" (по заказу Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минтранса России).
2016 – 2018 гг. "Разработка отраслевых методик оценки рисков и последствий для объектов транспортной инфраструктуры климатических изменений – оттаивания вечной мерзлоты" (совместно с ООО "Транспортная интеграция" по заданию Минтранса России).
2017 – 2018 гг. "Комплексная оценка последствий ратификации Парижского соглашения по климату для транспортной отрасли и разработка научно обоснованных предложений по формирования отраслевых национальных методик определения объемов выбросов парниковых газов по всем видам транспорта" (совместно с ООО "Транспортная интеграция" по заданию Минтранса России).
2019 г. "Разработка сценариев низкоуглеродного развития автомобильного транспорта в Российской Федерации, включая города Российской Федерации с населением более 1 миллиона человек" (Совместно с НИИАТ по заданию Гринпис России).


Плакаты с результатами работ разных лет: смотреть.


Более подробно про научную работу на кафедре по годам можно посмотреть по ссылкам:

научная работа кафедры в 2022 году

научная работа кафедры в 2021 году

научная работа кафедры в 2020 году

научная работа кафедры в 2019 году

научная работа кафедры в 2018 году

научная работа кафедры в 2017 году

научная работа кафедры в 2016 году

научная работа кафедры в 2015 году

научная работа кафедры в 2014 году

научная работа кафедры в 2013 году

научная работа кафедры в 2012 году

научная работа кафедры в 2011 году

научная работа кафедры в 2010 году

научная работа кафедры в 2009 году

научная работа кафедры в 2008 году