Магистерская программа "Устойчивый городской транспорт"

Аннотация образовательной программы

Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) (кафедра «Техносферная безопасность») совместно ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ)» в сотрудничестве с Университетом Université de Versailles Saint-Quentin-en-Yvelines (Версаль, Франция) с 2017 года реализуется уникальная магистерская программа «Устойчивый городской транспорт» (направление подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность»). Данное международной сотрудничество осуществляется в рамках российско-французского Партнерства Общеевропейской программы Европейской Экономической комиссии ООН и Всемирной организации здравоохранения по транспорту, охране окружающей среды и здоровья.

Общая информация
Транспортные заторы, снижение скоростей доставки пассажиров и грузов, рост выбросов загрязняющих веществ и климатических газов, транспортный шум, дорожно-транспортные происшествия приводит к потерям общества, оцениваемым в 6-8% ВВП в год. Поэтому решение транспортных проблем стало приоритетом большинства Администраций крупных российских городов. Проблемы возникают как результат недостаточной координации и взаимодействия транспортной и градостроительной политик, политик в области охраны окружающей среды и здоровья населения и отсутствия квалифицированных специалистов в этой области. В ходе обучения студенты изучают:
- методы планирования устойчивых низкоуглеродных городских транспортных систем;
- методы оценки, моделирования и прогнозирования транспортного спроса;
- методы оценки воздействия городского транспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения;
- методы оценки качества услуг общественного пассажирского транспорта, разработка Стандартов качества услуг общественного пассажирского транспорта;
- методы оптимизации маршрутной сети общественного транспорта, работающего на регулярных маршрутах;
механизмы управления мобильностью населения в городах, включая реализацию парковочной политики, введение «зон с низкими выбросами», платность въезда на отдельные городские территории и др.;
- принципы и механизмы внедрения концепции «совместного пользования» автотранспортными средствами (кар-шеринг, райд-шеринг, кар-пулинг);
- развитие активных видов передвижения в городах (велосипедное и пешеходное движение, другие способы активного передвижения);
- повышение экологической безопасности транспортных средств и используемых моторных топлив, использование на автомобильном и городском транспорте альтернативных топлив и видов энергии, экологические проблемы развития электротранспорта;
- планирование размещения и организация работы мультимодальных транспортно-пересадочных узлов. Организация взаимодействия различных видов городского транспорта;
- методы оценки качества дорожного движения, совершенствования его организации и регулирования с учетом экологических критериев;
- внедрение автономного и автоматического вождения в городских транспортных системах;
- методы технико- экономического анализа эффективности мер и решений по повышению устойчивости функционирования городских транспортных систем.
Учебный план подготовки магистров построен на реализации принципов риск-менеджмента и полностью скоординирован с учебным планом подготовки магистров в Университете Версаля, что позволяет реализовать принцип «двойного диплома». Практика и освоение отдельных модулей учебного плана студентами, владеющими английским или французским языком, проводится в Университете Версаля.

Получаемые практические навыки
В процессе обучения студенты привлекаются к выполнению конкретных проектов, реализуемых в ОАО «НИИАТ», МАДИ, других организациях по перечисленной проблематике. Студенты получают навыки разработки Программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, Комплексных транспортных схем, Комплексных схем и проектов организации дорожного движения, Комплексных планов транспортного обслуживания населения, стандартов качества транспортного обслуживания населения. Они привлекаются к проведению транспортных обследований в различных городах, к разработке транспортных моделей и их применению.

Сферы трудоустройства выпускников:
- департаменты отделы транспорта, градостроительной политики, природопользования и охраны окружающей среды городских, областных, краевых, республиканских администраций:
- структуры федеральных министерств и ведомств, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в области транспорта, землепользования и территориального развития, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технической политики.
- образовательные, научно-исследовательские, общественные организации и бизнес-структуры, связанные с реализацией проектов в области транспортного планирования и моделирования, с разработкой и внедрением новых экологических, транспортных и информационных технологий.